castle castle
phone
8 (3532) 43-01-96

г. Оренбург, ул. Советская, 23

Участник программы Пушкинская карта
Оренбургский Государственный Областной театр куколОренбургский Государственный Областной
театр кукол
background background

Зрители о спектакле "Саломея" (16+)

Дата публикации: 8 декабря 2021

«Одержимый желаниями и стремлениями человек обречен на страдания...»
Артур Шопенгауэр

«Саломея» Уайльда - это история эволюции порока. Более того, в ней проявляется извечный конфликт Эроса и Танатоса. «Femme fatale» – ключевой образ для рубежа веков. Всепоглощающая страсть в эту эпоху зачастую становилась своеобразным знаком индивидуалистического протеста. Образ женщины, реализующий стихию иррационализма, был призван разрушить идею мужской цивилизации с её сухим рационализмом, окончательно исчерпавшим себя. 
Из сказанного выше становится ясно, что поставить данное произведение на сцене непросто, ещё более сложно продемонстрировать это с помощью посредников. Оренбургский uосударственный театр кукол отважился на это. 

Тишина. Актёры собираются на сцене, принимая причудливые позы. Далее – французская речь, оригинальный язык пьесы. Мне, как обывателю, было ее не понять, но в этом и заключается прелесть. В консенсусе с мрачными декорациями, футуристичными костюмами актеров звучание иностранных слов казалось магическим заклинанием, настраивающим зрителя на нужный лад. Стоит отметить глубокий символизм, вложенный в каждую деталь на сцене. Например, луна, которая являлась одним из ключевых образов, отображала в одном своём присутствии непостоянство, изменчивость и «ледяное» безразличие. Она несла женские черты, черты Саломеи – стихийность и трансцендентность. Луна служила индикатором происходящего, отображая переживания героев. Ещё одним важным моментом являются ракушки, разбросанные по сцене. В определённые моменты эти раковины служили актёрам бокалом вина либо же оружием. Раковина спиралевидной формы символизирует воплощение двух принципов бытия: духовного и материального. Она олицетворяет совмещение внутреннего и внешнего пространств. В контексте данной постановки ракушка отображала двойственность мира Иудеи с его пороками и желаниями. 
По мере развития сюжета, напряжение нарастало. Зритель полностью погружался в безнравственную и холодную пустыню. Постановщики добились этого эффекта, благодаря разбросанному по сцене песку и «острому» музыкальному сопровождению. Каждый звук напоминает треск стекла, которое вот-вот рассыплется и порежет собою каждого. Интересно в постановке то, что зритель мог задаться вопросом и сразу же получить на него ответ. Например, нахождение Иконаана в воде- сложный метафорический момент, который заставляет зрителя задуматься о смысле данного образа. Но по ходу постановки становится известно, что пророк жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев. Перманентное нахождение Иконаана в воде означало его абсолютную безгреховность и чистоту, но в то же время непринятие всего людского, плотского. 


Почему стоит посетить эту постановку? 
Наверное, потому что целью этого спектакля является не зрелищность, а глубокое чувственное погружение в мир порока и разрушения. Если бы зрителю предложили одним словом охарактеризовать увиденное, то этим словом был бы «катарсис». 

Полина Бойкова