Зрители о спектакле "Саломея" (16+)
«Одержимый желаниями и стремлениями человек обречен на страдания...»
Артур Шопенгауэр
«Саломея» Уайльда - это история эволюции порока. Более того, в ней проявляется извечный конфликт Эроса и Танатоса. «Femme fatale» – ключевой образ для рубежа веков. Всепоглощающая страсть в эту эпоху зачастую становилась своеобразным знаком индивидуалистического протеста. Образ женщины, реализующий стихию иррационализма, был призван разрушить идею мужской цивилизации с её сухим рационализмом, окончательно исчерпавшим себя.
Из сказанного выше становится ясно, что поставить данное произведение на сцене непросто, ещё более сложно продемонстрировать это с помощью посредников. Оренбургский uосударственный театр кукол отважился на это.
Тишина. Актёры собираются на сцене, принимая причудливые позы. Далее – французская речь, оригинальный язык пьесы. Мне, как обывателю, было ее не понять, но в этом и заключается прелесть. В консенсусе с мрачными декорациями, футуристичными костюмами актеров звучание иностранных слов казалось магическим заклинанием, настраивающим зрителя на нужный лад. Стоит отметить глубокий символизм, вложенный в каждую деталь на сцене. Например, луна, которая являлась одним из ключевых образов, отображала в одном своём присутствии непостоянство, изменчивость и «ледяное» безразличие. Она несла женские черты, черты Саломеи – стихийность и трансцендентность. Луна служила индикатором происходящего, отображая переживания героев. Ещё одним важным моментом являются ракушки, разбросанные по сцене. В определённые моменты эти раковины служили актёрам бокалом вина либо же оружием. Раковина спиралевидной формы символизирует воплощение двух принципов бытия: духовного и материального. Она олицетворяет совмещение внутреннего и внешнего пространств. В контексте данной постановки ракушка отображала двойственность мира Иудеи с его пороками и желаниями.
По мере развития сюжета, напряжение нарастало. Зритель полностью погружался в безнравственную и холодную пустыню. Постановщики добились этого эффекта, благодаря разбросанному по сцене песку и «острому» музыкальному сопровождению. Каждый звук напоминает треск стекла, которое вот-вот рассыплется и порежет собою каждого. Интересно в постановке то, что зритель мог задаться вопросом и сразу же получить на него ответ. Например, нахождение Иконаана в воде- сложный метафорический момент, который заставляет зрителя задуматься о смысле данного образа. Но по ходу постановки становится известно, что пророк жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев. Перманентное нахождение Иконаана в воде означало его абсолютную безгреховность и чистоту, но в то же время непринятие всего людского, плотского.
Почему стоит посетить эту постановку?
Наверное, потому что целью этого спектакля является не зрелищность, а глубокое чувственное погружение в мир порока и разрушения. Если бы зрителю предложили одним словом охарактеризовать увиденное, то этим словом был бы «катарсис».
Полина Бойкова
Вас может заинтересовать
3 октября 2024
Фестивальный дебют спектакля "Тот самый Мюнхгаузен" (12+)27 сентября 2024
Оренбург — фестивальный край23 сентября 2024
Ключ к пониманию «искусства играющих кукол»22 сентября 2024
Горячий привет прилетел из Беларуси17 сентября 2024
Победа на фестивале в Выборге11 сентября 2024
Фестивальный вояж Оренбургского театра кукол10 сентября 2024
Спектакли в октябре28 августа 2024
Учебник по детоведению, или Почему нужно пойти на спектакль26 августа 2024
Оренбургский театр кукол отправился на учебу во Владимир