castle castle
phone
8 (3532) 43-01-96

г. Оренбург, ул. Советская, 23

Участник программы Пушкинская карта
Оренбургский Государственный Областной театр куколОренбургский Государственный Областной
театр кукол
background background

Навсегда в нашей памяти

Муза Викторовна Князевская

Актриса областного театра кукол, член Всероссийского театрального общества

1912 — 2008 гг

С тех самых пор, как двадцатитрехлетняя Муза Князевская в 1935 году сыграла в первом спектакле «Ивашка-Батрачонок» Чкаловского театра кукол, вся ее жизнь, до последней минуты,  была связана с  его жизнью. Она прослужила в театре кукол более 30 лет, до ухода на пенсию в 1968 году. Потом уехала в Ленинград. А когда осталась совсем одна в 1978 году,  попросила оформить ее в Дом ветеранов сцены, где и прожила до 95 лет. Связь с театром поддерживала долгие годы. Она хранила память о театре, а театр всегда помнил свою актрису.

Начинала Муза Викторовна, когда кукольный театр существовал только на бумаге. Не было ни помещения   для репетиций, ни декораций, ни костюмов.  Пятеро актеров начинали  с абсолютного нуля. Днями репетировали, отрабатывали технику речи и занимались всем тем, что  называется общим  актерским развитием. По вечерам снова собирались вместе, готовили декорации, шили костюмы для кукол, осваивали работу с ними,  мечтали о настоящем театре, готовились к первому спектаклю. Артисту драмы отчасти легче, ведь в помощь голосу он использует мимику, жест, а как же кукле не отстать от него, как плакать и смеяться, радоваться и огорчаться, чтобы было видно и понятно? Вот этим искусством оживления куклы и овладела Муза Князевская.

Но было время, когда актриса хотела найти себя в оперетте. О ее удивительном голосе говорили все, кто ее знал.  Одновременно с работой в   театре кукол  она  занималась в музыкальном училище по классу вокала. Закончила его в  1943 году и поступила в хор театра музыкальной комедии. Проработала три года  и вернулась в свой театр. Музыкальность очень помогала. Часто в одном спектакле ей приходилось играть совершенно противоположные роли. И зритель не догадывался, что слащавая речь льстивого боярина в спектакле «Никита-кожемяка» и нежный чистый голосок прекрасной царевны принадлежат одной актрисе. В спектакле «Черное озеро» ей пришлось исполнять сразу пять ролей. Нашла она речевую характеристику и для Старика,  и для Царевны,  и для деревенской бабы, но никак не удавалась манера  говорить немецкой фрау. Кажется,  все испробовала, да ничего не подходило. Пока не вспомнилась одна знакомая, разговаривавшая с легким иностранным акцентом.  Так кукла обрела свой неповторимый язык. Задолго до спектакля Князевская начинала знакомиться со своими напарниками. Приспосабливалась к ним,  изучала особенности конструкции. И кукла постепенно оживала. Ее Емелю в спектакле «По щучьему велению»,  Розу в «Маленьком принце», Нимфу Петуховскую в концертном обозрении «Зажгите сердца», Лису в  спектакле «Лиса и Заяц» надолго запомнили зрители

 Каждый миг ее жизни на сцене был  примером святого отношения к актерскому ремеслу и безоговорочной веры в свой театр.   Бесценный дар актрисы – афиши и фотографии 30-х годов, которые она хранила всю жизнь,  и передала театру в свои 95 лет, стали украшением театрального музея.

Муза Викторовна Князевская — настоящая  легенда нашего театра.

 

Наверх Билеты онлайн