castle castle
phone
8 (3532) 43-01-96

г. Оренбург, ул. Советская, 23

Участник программы Пушкинская карта
Оренбургский Государственный Областной театр куколОренбургский Государственный Областной
театр кукол
background background

Навсегда в нашей памяти

Роман Борисович Ренц

Народный артист РСФСР, главный режиссер Оренбургского областного театра кукол с 1960 по 1971 год

04.11.1923 — 06.05.1995 гг.

В Оренбург Роман Борисович Ренц приехал по приглашению директора театра Михаила Давидовича Арановского из Саратова.

В 60-е годы, в пору его руководства  театр входил в пятерку лучших театров кукол страны. Это было время расцвета областного театра кукол, его международной известности и огромной популярности у зрителей разных возрастов. Начиная с 1961 года, новости о творческой жизни театра стали регулярно появляться в журнале «Театральная жизнь».  Репертуар формировался так, что на  спектакли театра кукол стремились попасть не только дети, но и взрослые.

Каждый спектакль Р.Б.Ренца, начиная с самого первого, становился событием в духовной и культурной жизни не одного только Оренбурга.  С 18 февраля по 4 марта1963 года – первый творческий отчет театра в Москве. Гастрольный репертуар составляли спектакли: «Волшебник изумрудного города» А.Волкова, «Снегуркина школа» Ландау, «Веселая карусель» Тихвинского и Айзенштадта. Спектакли игрались на сцене Центрального театра кукол, в клубах им.Серафимовича, «Алмаз», 40 лет Октября. 19 февраля на спектакле «Волшебник изумрудного города» присутствовал автор А.М.Волков. З марта спектакль «Веселая карусель»  Оренбургского областного театра кукол был показан по первой программе Центрального телевидения на Шабаловке. На просмотр спектаклей приехали кукольники из  Калинина, Куйбышева, Волгограда, Горького. По итогам гастролей в   Центральном театре кукол состоялась творческая конференция и обсуждение спектаклей театра.  В конференции приняли участие С.В.Образцов, Тихвинский, писатель А.М.Волков, И.Н.Жаровцева, М.И.Пукшанская С 10 мая по 6 июля 1963 г. театр впервые предпринимает большие гастроли на Алтай. Театр  играл спектакли в 44 населенных пунктах Алтая.  С 6 мая по  26 июня 1964 г. театр гастролирует по Северному Кавказу (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Ставропольский край, Черкесская область). В репертуаре спектакли: для взрослых – «Чертова мельница» и «Зажгите сердца» и для детей – «Катькин день» и «Юрашок-кудряшок».

25 декабря впервые в СССР в Оренбургском театре кукол состоялась премьера спектакля  «Маленький принц» А. Экзюпери. Этот спектакль появился благодаря дружбе Романа Борисовича с замечательным театральным критиком Евгением Соломоновичем Калмановским, который и посоветовал осуществить этот проект.  Инсценировал повесть сам Рец, музыку написал оренбургский композитор Давид Генделев, художник Лидия Колупаева. Премьера состоялась в рамках творческой лаборатории режиссеров и художников театров кукол РСФСР под руководством народного артиста СССР С.В.Образцова. С 25 по 29 декабря в Оренбург съехались режиссеры и художники театров кукол из 7 городов страны: Горького, Свердловска, Омска, Барнаула, Краснодара, Тулы, Калинина. Присутствовала представитель Министерства культуры РСФСР С.Р.Терентьева.  Сохранился фрагмент обсуждения из заключительной речи С.Образцова. «Должен вам признаться, что я не верил, что можно поставить «Маленького принца». Мне казалось, что это получится слюняво, что эта философия слишком декадентская, что взрослые на это не пойдут.  Бороться с режиссером я не стал. Хочет, так хочет! На лаборатории мы  только рассуждали, как это сделать.  И в этом смысле я должен поздравить театр со смелостью режиссера. Поздравить с тем, что он сумел убедить актеров, убедить в том, что это интересно, важно, нужно и полезно. Если режиссер не сможет убедить актеров, то ничего не поставит. Значит, режиссер был убежден, что это нужно, вот эта вера, влюбленность в  идеи, высказанные автором в этой пьесе, победили! Во всяком случае, зрители это смотрели, были взволнованы. Почему это так произошло? Потому что, по-видимому, люди затосковали по поводу каких-то простых вещей. О том, что нужно быть добрым. Просто кого-то любить. Вот так! И без этого жизнь не в жизнь! Если человек никого не любит, если ему никто не друг, если он не приручил к себе другое живое существо. Потому что всякие достижения нужны человеку не для того, чтобы он был сыт, а для того, чтобы он был счастлив! Для того, чтобы ему было хорошо жить. Для того, чтобы он был сердечно счастлив! Вот о такой правде, сердечной этот спектакль. Я очень поздравляю театр».  Один день, 28 декабря, Образцов выделил специально для того, чтобы пообщаться со студийцами Ренца. Их счастливые лица вместе с Сергеем Владимировичем запечатлены на многих фотографиях той поры.    Плодотворная работа Ренца в Оренбурге все больше обращала на себя внимание профессионалов. Не случайно его пригласили участвовать в творческой конференции «Кукла инструмент актера». Проходила она  в Москве. В конференции принимали участие кукольники из 60 городов страны. Р.Б.Ренц выступил с докладом «Метод взаимодействия артиста, художника, режиссера при создании театральной куклы».     2 апреля  1966 г.  театр принят в члены УНИМА (Международный Союз кукольников). Р.Б.Ренц введен в президиум Советской секции УНИМА. 4 октября 1966 г. состоялась премьера спектакля для взрослых «Божественная комедия» И. Штока, художник Людмила Григорьева.  Актеры – Виктор Жидков, Виктор Логинов, Юрий Соломин, Михаил Тимофеев, Лариса Селиванова, Тамара Балашова.

Ренц своевременно начал заботиться о творческой смене актерского состава. Под его руководством в сентябре 1964 года при областном театре кукол открывается Государственная театральная студия. В марте 1968 г. состоялась премьера спектакля «Хочу быть большим» Г. Сапгира и Г. Цыферова. Режиссер Р.Ренц, художники – Л.Григорьева и И.Жердер. Музыка А.Филиппова. В ролях в основном, выпускники студии.  «Хочу быть большим» стал лауреатом международного фестиваля в Венгрии (1970 г.), где оренбургские артисты представляли в Будапеште искусство театров кукол всего Советского Союза.  По оценке Е.Калмановского это было «..нe только талантливое сценическое произведение, но и утверждение новых, необходимых всему нашему театру кукол творческих веяний. Это было ставшее для всех очевидным рождение драматургов. Ренц, подобно, впро­чем, и Сударушкину и Ильвовскому, — постоянный испытатель новых пьес. Когда нужно было собрать авторов кукольных пьес на  своего   рода   семинар,   то   собрали   их  именно  в  театре у Ренца». Р.Б.Ренц воспитал целое поколение профессиональных артистов театра кукол —  47 артистов-укловодов, которые и поныне являются ведущими мастерами сцены в театрах России.  В Оренбургском театре Роман Борисович поставил 38 спектаклей.  И каждый раз  удивлял. В его последнем спектакле в Оренбурге — «Настя-клоунастя» В.Лифшица  артисты впервые работали  со штоковыми марионетками.  Не случайно  годы  руководства Ренца в вошли в историю Оренбургского театра кукол как «Золотой век».

 

Наверх Билеты онлайн