Навсегда в нашей памяти
Виктор Васильевич Бабиков
Артист областного театра кукол
4.03.1947-4.06.1981гг
О Викторе Бабикове, трагически погибшем актере, до сих пор вспоминают в театре с благоговением. Артист, милостью Божьей, так его называли все, кто видел на сцене в самых разных ролях. А сыграно их за пятнадцать лет работы в театре было не мало. Он из породы тех, кто сопротивлялся предначертаниям судьбы яростно, задорно и весело, тех, кто побеждал.Виктор Бабиков пришел в театральную студию при областном театре кукол в 1967 году. В свои двадцать лет он успел окончить среднюю школу и поработать помощником режиссера на областном телевидении. К театральным подмосткам тянуло давно, еще со школьных лет. Годы занятий в драматическом кружке, который вел в Доме пионеров заслуженный артист РФ, артист областного драматического театра Анатолий Солодилин, не прошли даром. Витю даже на гастроли Москву взяли, не могли без него обойтись в спектакле «Родники». Маленький, да удаленький, — говорили о нем артисты, жалея, и честно говоря, не предполагая, что этот мальчик, с явно заметным горбиком, может стать артистом. Беда случилась давно, еще когда в пятилетнем возрасте упал в детском саду, катаясь с горки. Травма позвоночника была серьезной. После вытяжек в больнице рост замедлился, а деформация спины становилась с каждым годом все заметнее. Но спасал оптимистический характер и присущий ему юмор. Еще в Доме пионеров восхищались его чтением юмористических рассказов. А на концертах, куда обязательно включали его номера, смеялись до упаду, так обаятельно и артистично представлял он своих персонажей — артист да и только! Театр кукол стал родным домом. Ничего, что рост всего 154 см., главное – желание освоить любую систему, готовность к эксперименту и огромное трудолюбие. Маленький рост увеличивали специальные котурны из жесткого пенопласта, и задание режиссера — «держать пол на одном уровне» Витя выполнял отлично. А за ширмой его недостатка было не видно. Он хорошо усвоил уроки Тамары Степановны Соколовой, преподавателя по сценической речи, учившей их действовать словом. Богатый оттенками голос, музыкальность позволяли играть самые разные роли – от сказочных зайчиков и поросят до Жака-простака в спектакле «Кот в сапогах», Дин Гиора в «Сердце, ум и храбрость» и Создателя в «Божественной комедии». В студии все его не просто любили, обожали. Душа компании, всегда с улыбкой, с готовностью помочь партнеру, всегда что-то придумывал и умел выводить из меланхолии очередной легкой шуткой. Влюбчивый, отзывчивый, открытый, обаятельный, все эти качества привлекали необыкновенно. И семью он завел, конечно, в театре. И действительно как было Виктору не увлечься 18-летней девчонкой, командующей и монтировщиками и осветителями и артистами.О своем однокурснике актриса Раиса Екимова вспоминает с удовольствием: — Мы были большими друзьями с Витей. Он партнер великолепный. Кто-то мог реплику вовремя не подать, а он этим не страдал, текст всегда знал великолепно. Когда сходились после репетиций, было весело. Все сбегались послушать, когда он читал «Аристократку» М.Зощенко — «Не люблю баб, у которых мопс на руках, зуб золотой и чулочки фельдиперсовые», просто валялись от смеха! А как он умел пародировать — блеск! Заходит в гримерку — Бабиков, а выходит – Юродивый Козловского из Бориса Годунова. Перевоплощался моментально и очень похоже!Конечно, трудней всего ему было работать в живом плане. Но никто даже и не догадывался, что этому динамичному оторве — Бармалею в спектакле «Айболит против Бармалея» тяжело носить огромную куклу Ослика, с которой он не расставался почти весь спектакль. Артисту театра кукол важно не только владеть своим телом, но еще куклу расположить в пространстве так, чтобы другим не мешать, это особое искусство! А Бармалей у него был – просто сказка!!!
15 лет работы в Оренбургском театре кукол стали незабываемыми страницами жизни для коллег Виктора Бабикова и для всех любивших его зрителей. И если бы не трагедия, еще долго радовал бы зрителей его талант веселого остроумного человека и большого артиста.